Ввиду специфики музейного дела результаты работы музея должны находить своё выражение в подлинных памятниках и документах, собираемых в процессе исследования. Экспозиция музея строится по систематическому принципу и делится на три отдела: естественноисторический, историко-культурный и общественно-экономический. Необходимой функцией музея является его просветительная работа среди населения, она выражается в экскурсиях по музею, лекциях и беседах на краеведческие темы. Таким образом, население вовлекается в изучение своего края. Особое место в просветительной деятельности музея занимает школа – учителя и учащиеся, которые получают помощь от музея в освоении новых программ и методов обучения, принимая непосредственное участие в его исследовательской работе и знакомясь с его экспозицией. Конечной целью своей деятельности музей считает всестороннее освещение жизни края, его достижений, нужд и отрицательных сторон экономики и быта, мешающих развитию народного хозяйства и культуры»[P.37]. Конечно же, работа по организации музея не проходила в спокойной творческой обстановке. Ярость революционной борьбы с полей сражений Гражданской войны перешла в интеллектуальную сферу. Нет ни возможности, ни необходимости пересказывать или цитировать сплошь статью Евгении Степановны о довоенном периоде истории музея «Новый Иерусалим». Один только перечень названий этого музея красноречиво повествует о накале этой борьбы: «В обозначенный период музей имел разные названия: Музей-монастырь Новый Иерусалим, Ново-Иерусалимский художественно-исторический музей, Музей местного края, Ново-Иерусалимский художественно-исторический и краевой музей, Государственный художественно-исторический краевой музей в г. Воскресенске, Истринский краеведческий музей, Государственный опытно-показательный краеведческий музей в г. Истре, Музей Московской области» [P.37]. Современное название – Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» - обретено музеем с 21 января 1991 г. в силу соответствующего распоряжения Мособлисполкома о переименовании Московского областного краеведческого музея (МОКМ). О борьбе по вопросам организации музея свидетельствует также выступление Н.А. Шнеерсона с докладом в Методической комиссии Наркомпроса 21 февраля 1929 года. Он сказал: «Наш музей, несмотря на то, что он построен в здании одного из крупнейших монастырей, ни в коей мере не считает себя музеем-монастырём, и давно исключил себя из списков этого рода музеев. В нашем названии нет намёка на прежний монастырь – сделано это вполне обдуманно, ибо мы считаем себя Художественно-историческим краевым музеем в г. Воскресенске, а не Ново-Иерусалимским, как постарались нас окрестить сторонники музеев-монастырей»[P.37]. Да и чтение списков публикаций Н.А. Шнеерсона и Е.С. Радченко создаёт впечатление как об остроте борьбы на рубежах музейного строительства, так и о многообразии направлений, на которых формировалось музейное дело государства новой формации. Помимо организационных вопросов борьба разгорелась также и по вопросу антирелигиозного просвещения. Н.А. Шнеерсон был сторонником того, чтобы оно осуществлялось не путём организации особых «антирелигиозных уголков», а используя весь материал музея. Н.А. Шнеерсону пришлось противостоять яростным нападкам антирелигиозников. Эти нападки особенно усилились после музейного съезда, где на секции было принято решение о необходимости создания антирелигиозных отделов в музеях. Результатом этого противостояния явилось одобрение Сектором науки Наркомпроса метода антирелигиозной пропаганды, реализованного в Истринском музее [3]. Подобным же образом решал Н.А. Шнеерсон задачу использования музейных экспозиций в школьном образовании, доказывая в своих выступлениях, что для школьного обучения нелепо создавать в музеях специальные экспозиции, рассчитанные на школьников, так как для освоения школьной программы может быть использована вся экспозиция музея в разнообразных вариантах. Доклады и выступления Н.А. Шнеерсона были обсуждены Методической комиссией Наркомпроса, прошли через руки ряда музейных работников, внесших свои замечания, и в конце 1929 года были изданы Главнаукой в виде методических писем [Ш.4]. Е.С. Радченко в своём монографическом очерке об Истринском краеведческом музее весь обозреваемый отрезок времени расчленила на три характерных по функциональным показателям периода. Первые два периода истории Истринского музея (1920 – 1925 и 1926 – 1928 гг.) характеризуются как периоды накопления экспонатов, собираемых «в процессе исследовательской работы, выработки теоретических установок и практических организационных форм исследовательской и просветительской работы»[P.37]. В эти годы сотрудниками музея были предприняты десятки экспедиционных обследований хозяйств, промысловых артелей, а также заводов и фабрик не только Воскресенского, но и Звенигородского, Рузского, Тульского, Каширского, Коломенского и других районов, поскольку по административному делению того времени все они входили в состав Московской области. Из этих экспедиций сотрудники привозили не только материалы обследований, на которых строились доклады, отчёты и публикации, но и новые экспонаты, пополняющие музейные фонды. Все виды работы музея требовали внимания, времени и сил директора музея. Однако отдельно следует сказать о той части его работы, которая связана с обеспечением музея средствами.
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Hosted by uCoz