Однако понимание того, к чему может привести его позиция, по видимому, не могло не отразиться на состоянии его здоровья. Д.В. Петков долго болел. Но когда публикация появилась, он собрал научных сотрудников и объяснил им, что над музеем нависли тучи, и пока не разразилась гроза, лучше уйти с чистыми характеристиками. После ухода Д.В. Петкова из прежних работников в музее остались только 4 человека. Вместо Д.В. Петкова директором музея был назначен другой человек, считавший своим долгом, по воспоминаниям прежних сотрудников, вытравить из музея всё, связанное с Петковым. Сам Дмитрий Вербанович, по сохранившимся сведениям, преподавал обществоведение в школе им. Чехова г. Истры (возможно, не только в ней), активно сотрудничал в обществе «Знание». И при этом не терял связи с музеем, т.к. всегда откликался на просьбы его сотрудников, помогал советом, багажом своих знаний. Он по прежнему общался с сотрудниками музея, приглашая их к себе на ужин. И ещё одна сторона творческой натуры Д.В. Петкова осталась не освещённой. Это – художественное творчество. В семье Д.В. Петкова хранятся десятки картин, написанных им в разное время. По большей части это – пейзажи, натюрморты. Много сюжетов для художественного творчества Дмитрий Вербанович находил в Ташкенте, куда он любил ездить вместе с женой во время отпусков к сестре своей жены, Ирине Эдуардовне. Но и Истра, окрестности музея, тоже появлялись на его полотнах. Часть картин подарена друзьям. Одна из них представлена на иллюстрации. К сожалению, в фондах музея «Новый Иерусалим» нет ни одной картины Петкова. Художник Д.В. Петков этому музею, собирающему современное художественное творчество, оказался не интересен. Умер Д.В. Петков 2 декабря 1969 года. Когда слушаешь рассказы очевидцев его похорон, вспоминается другое высказывание И. Губермана на соответствующую тему:
«Мы все умрём. Надежды нет.
Но смерть потом прольёт публично
На нашу жизнь обратный свет.
И большинство умрёт вторично» [1].
Строки эти относятся не к Д.В. Петкову, а к проблеме, о которой напоминает безвременная его кончина, т.к. вторично умирают те, кто вольно или невольно поспособствовал его уходу. Проводить в последний путь Д.В. Петкова пришли более 200 человек. Для города, пересечь который пешком по любому направлению можно было за 15 минут это – очень много! От монастыря (Петков не успел получить квартиру при жизни) до кладбища (около двух километров) гроб с его телом несли на руках. Могила Д.В. Петкова (см. илл.) на старом кладбище Истры, в городе. Рядом – поликлиника, больница, куда горожане, в том числе и сотрудники музея, ходят практически постоянно. Но никто из сотрудников музея не мог привести к этой несправедливо забытой музеем могиле[4]. Память о Д.В. Петкове, как о человеке необыкновенном, разносторонне одарённом, истинном интеллигенте, глубоко уважаемом, сохраняется в городе и в среде культурной общественности России до сих пор. И к чести администрации города следует заметить, что при переселении жильцов из монастыря в городские квартиры, она не отреагировала на заявление одного из сотрудников музея, обласканного ранее вниманием и гостеприимством Дмитрия Вербановича, но задумавшего претендовать на квартиру, предназначенную семье умершего Д.В. Петкова, для чего аргументировавшего свою претензию ссылкой на статью в «Ленинском знамени». Примечания:
1)И.Губерман. «Гарики на каждый день» Изд-во МП «Эмиа», Москва, 1992г., т.т. 1,2.
2)Личное дело аспиранта ГИМ Д.В. Петкова. НВА ГИМ, ед. хр. 69.
3) «Истринский муниципальный драматический театр» (буклет к 95-летию театра). 2003 г.
4) В музее имеется фотография, приведенная на илл. 7. Эта фотография, принадлежащая авторам предлагаемой публикации, была передана музею Истринским отделением общества краеведов.
Авторы выражают благодарность:
родственникам Д.В Петкова Наталье Анатольевне и Ирине Эдуардовне Коржевым, людям, общавшимся с Д.В. Петковым, сохранившим память о нём и оказавшим помощь в сборе информации: Элеоноре Александровне Павлюченко, Тамаре Александровне Ширшовой, Александру Гаевичу и Ларисе Георгиевне Аваковым, Андрею Анатольевичу и Валентине Ивановне Покровским, а также Александре Николаевне Канарейкиной, Денису Николаевичу Голесову, Максиму Юрьевичу Дудкину и Константину Борисовичу Орехову, оказавшим помощь в работе с текстом и иллюстрациями.
Страница: 1 2 3 4 5
Hosted by uCoz