ЧЕЛОВЕК ЯРКИЙ, СУДЬБА ТРАГИЧЕСКАЯ. (Памяти Дмитрия Вербановича Петкова)

В 1963 году культурная общественность Подмосковья была потрясена разгромной статьёй в газете «Ленинское знамя», печатном органе Московского Обкома КПСС. В статье речь шла о «вопиющих недостатках» воспитательной работы в музее «Новый Иерусалим», один из научных сотрудников которого перешёл в лоно православной церкви. Следствием такой публикации стало освобождение в 1964 году от занимаемой должности директора музея Дмитрия Вербановича Петкова. Возвращаясь поздно вечером на поезде из Москвы, где в Областном Комитете по культуре решалась его судьба, 54-х летний, полный сил и творческих планов, выдающийся по результатам музейной деятельности директор подвергся внезапному и беспощадному удару тяжёлой болезни. Он почувствовал, что его настиг паралич. Это был инсульт. К счастью, за время, что оставалось до Истры, состояние несколько улучшилось, но одна сторона его тела оставалась непослушной. Автобусы уже не ходили. С большим трудом, хромая, он преодолел расстояние 1,5 километра от станции до монастыря, где жила его семья. Через 5 лет, не дожив одного года до пенсии, он ушёл из жизни. С тех пор прошло около 40 лет, которые он мог бы прожить. Ещё живы люди, сохранившие память об этом замечательном человеке. И вспоминая о трагедии Д.В. Петкова, они говорят, что в условиях жизни того времени его погубила его врождённая интеллигентность. Сегодня мы, порой, испытываем ностальгию по «тому времени», но взгляд через призму судеб таких людей, как Д.В. Петков, напоминает строки И. Губермана из его «Гариков на каждый день»1): «Я повзрослел, когда открыл, Что можно плакать или злиться, Но тьма вокруг то харь, то рыл, А непохожих бьют по лицам.» Чем же он был «не похож», чем выделялся среди окружающих? Как прожил он последние 5 лет своей жизни, пережив насильственную отставку с должности директора музея? И, главное: что представлял собой этот человек с такой трагической судьбой, которая запечатлелась в памяти знавших его людей, каково значение для музея того непродолжительного этапа его истории, который связан с директорством Д.В. Петкова? В музее «Новый Иерусалим» несмотря на наличие музейного архива личного дела Д.В. Петкова не оказалось, как, впрочем, и других директоров. Но по другим документам установлено, что подпись Петкова как директора музея встречалась с 1956 по 1964 год включительно. Из тех же источников ясно, что Дмитрий Вербанович оказался одним из первых послевоенных директоров музея. Его предшественница руководила музеем всего около года, как и большинство директоров в предвоенные и послевоенные годы. На долю Д.В. Петкова выпали 8 лет. Старожилы Истры говорят, что именно при Д.В. Петкове в музее, страшно пострадавшем в годы войны, появилась первая послевоенная экспозиция. Это достижение, прежде всего, определяет роль Д.В. Петкова в истории музея «Новый Иерусалим», тем более что посетители той экспозиции до настоящего времени сохранили восторженную память о ней, в особенности о разделах историческом и природном. Интерес, возбуждаемый той экспозицией, по их воспоминаниям, незабываем. Поражала не только оригинальность решений экспозиционных задач, но и то, что многое, представленное для обозрения в той экспозиции, было сделано руками самого Дмитрия Вербановича. В разделе природы имелось несколько совершенно оригинальных макетов, объединённых общим названием «Этапы развития жизни на земле» и насыщенных экспонатами, относящимися к Московской области. Людская молва донесла до нас, что Д.В. Петков был мастером по тематической разработке подобных изделий. И, по-видимому, был известен в музейных кругах, по крайней мере, восточных регионов, поскольку неоднократно лично выполнял заказы музеев Урала и Сибири по созданию и изготовлению макетов. Из экспонатов, собстенноручно изготовленных Д.В. Петковым, в музее до наших дней сохранились только статуэтки из цветного строительного пластилина. Их около десятка. Это – типажи, относящиеся ко времени патриарха Никона. Среди них были бояре, крестьяне, мастеровые люди, стрельцы, купцы и другие персонажи. Всего этих фигур в масштабе 1:5 было более сотни. Уцелевшие фигуры сейчас находятся в ущербном состоянии, не совместимом с возможностью их экспонирования. Память музееведов сохранила информацию о том, что успеху возобновления музейной жизни в «Новом Иерусалиме» после его уничтожения в 1941 г. способствовало приглашение Д.В. Петковым на работу в качестве научных сотрудников музея специалистов из Москвы. Среди них был известный писатель, исследователь культуры 19 века Натан Яковлевич Эйдельман. Вдова Натана Яковлевича – Элеонора Александровна Павлюченко, как оказалось, одновременно с Д.В. Петковым обучалась в аспирантуре Государственного исторического музея.
Страница: 1 2 3 4 5
Hosted by uCoz