Один из учеников Д.В. Петкова, преподававшего в истринской школе им. А.П. Чехова, многократно общавшийся с ним Андрей Анатольевич Покровский не помнит ни одного случая, чтобы кто-либо обращался к Дмитрию Вербановичу на «ты». А однажды, оказавшись случайным попутчиком Дмитрия Вербановича в поездке в Москву и приняв его предложение перекусить в одном из московских кафе, он стал свидетелем того, что официанты, люди, обычно достаточно безразличные и бесцеремонные с клиентами, вдруг проявили чрезвычайно большое внимание к ним. Официанты продемонстрировали исключительную предупредительность и удивительное благорасположение к ним, при том, что Дмитрий Вербанович совершенно не претендовал на особое к себе отношение, общаясь с ними в обычной своей манере общения с людьми, ранее ему не знакомыми. Просто официанты, впервые увидевшие Петкова, оказались под неотразимым обаянием его личности. Руководство музеем «Новый Иерусалим» в период с 1956 по 1964 гг. было не единственным занятием Д.В. Петкова, оставившим о себе благодарную память жителей Истры. В период директорства Д.В. Петкова в музее в г. Истре активно развивалась театральная деятельность. Самодеятельный театральный коллектив получил в 1966 году статус народного драматического театра. Одним из успешных режиссеров – общественников этого театра, подготовивших театральный коллектив к переходу в новое качество, был Д.В. Петков. Его вклад в культурную жизнь города и, в частности, в становление ныне действующего муниципального драматического театра неоднократно отмечался в воспоминаниях представителей культурной общественности Истры, в том числе в районной печати. Им в конце 50-х гг. была осуществлена крупная театральная постановка – пьеса «Волки и овцы» А.Н. Островского, в которой сам режиссёр выступил в качестве актёра, исполнив одну из главных и наиболее динамичных ролей (см. илл.). На вечер памяти А.Н. Островского, где был показан этот спектакль, приезжал внучатый племянник великого драматурга М.А. Островский, «который тепло отзывался о театральном коллективе и очень высоко оценил его работу, его подвижничество, несомненное влияние на духовное воспитание и развитие жителей города, особенно молодёжи» [3]. В апреле 1960 г. к открытию Дома культуры в г. Истре на его сцене театральным коллективом под руководством Д.В Петкова была дана премьера пьесы А. Попова «Семья». Супруга Дмитрия Вербановича – Евгения Эдуардовна – тоже выступила участницей спектакля А.Н. Островского «Волки и овцы» в роли Глафиры. А вообще Евгения Эдуардовна работала в Истринской детской библиотеке, возглавляла её. Причём библиотека эта в период заведывания Евгении Эдуардовны была признана лучшей библиотекой Московской области. К сожалению, очень мало осталось людей, непосредственно общавшихся с Д.В. Петковым. Ещё меньше – тех, кто работал с ним в музее. Но их воспоминания о том времени оживляют картины той жизни. Один из бывших экскурсоводов музея, Александр Гаевич Аваков, отец которого, сосед и друг Дмитрия Вербановича, работал в музее заместителем директора, вспоминает: «Июнь. Ночь. Форточка в жилой комнате нынешнего братского корпуса монастыря открыта полностью. На форточку сел соловей. Довольный необыкновенной тишиной и тем, что его никто не беспокоит, он во весь голос даёт свой концерт. Сила его звучания такова, что о том, чтобы заснуть, не может быть речи … Лето. Субботник по уборке мусора. Мусор спускают сверху по наклонному желобу на землю. Вместе с мусором спускается связка: ручная граната с подвязанными к ней тротиловыми шашками. На обёртке взрывчатки ярко выделяется чёрная свастика. К счастью, обошлось без взрыва … Поздняя осень. Ночь. За окном проливной дождь. Дмитрий Вербанович звонит в квартиры сотрудников музея, живущих в монастыре, собирает сотрудников на аварийную работу. Рухнул свод Дамасской башни, в которой хранился в связках библиотечный фонд музея. Сотрудники до утра таскают связки книг в свои квартиры (другого помещения нет), вытирают и сушат книги. А затем в течение полугода ходят по своим квартирам, протискиваясь между штабелями этих связок …». А сотрудников в музее было всего 16 человек, что соответствовало штатному расписанию (см. илл.). Причём опытом музейной работы обладал лишь один сотрудник – сам директор. Одним из сотрудников, работавших в то время был Лев Лебедев, выпускник МГУ, человек талантливый, исследователь, владеющий несколькими языками, разносторонне образованный, но не знавший умеренности в употреблении спиртного. Его приятелем был один из художников – реставраторов, бывший студент Строгановского художественного училища, отчисленный из него за увлечение библейскими сюжетами и «нетрадиционной» техникой письма. Вероятно не без влияния своего приятеля, Лебедев надел крест, затем рясу, и в таком виде выходил на работу, протестуя против замечаний других сотрудников. Наиболее активным оппонентом Лебедева в области христианского вероисповедания был другой сотрудник музея, воинствующий атеист Колобынин. Противостояние атеистов и верующих временами принимало достаточно острую форму открытых диспутов, в которых, по воспоминаниям, атеисты не выглядели более убедительными. От Петкова потребовали увольнения Лебедева. В Истру приехала мать Лебедева, актриса Краснодарского театра. Она умоляла Дмитрия Вербановича не увольнять её сына. Будучи интеллигентным и порядочным человеком, Д.В. Петков, конечно же не был сторонником силовых приёмов в решении идеологических вопросов.
Страница: 1 2 3 4 5
Hosted by uCoz